четверг, 1 декабря 2016 г.

Эдуард Пекарский. К материалам по народной медицине. Койданава. "Кальвіна". 2016.



                                      К МАТЕРИАЛАМ ПО НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ
    В № 87 «Якутской Жизни» за 1908 г. помещена корреспонденция «охотчанина Д. Ш...на», трактующая о медицинской помощи в Охотском округе (Приморской области). Описав беспомощность населения, не имеющего возможности пользоваться услугами врача и двух фельдшеров, из которых состоит весь медицинский персонал обширного округа (протяжением около 1600 верст), автор говорит, что население, в случае заболеваний, вынуждено бывает «прибегать к своим собственным «средствам», например, при воспалении легких — в припарке золой. Это делается так: берется мешочек, и в этот мешочек всыпается горячая зола и прикладывается на больное место (где колет). Если же просто болит грудь, то берется керосин и нерпичий жир и смешивается, а потом натирается этою смесью грудь. Когда у больного сильный жар, тогда берется сухая глина и размягчается водой, а потом накладывается на конечности (руки и ноги) и сверху забинтовывается платком или же полотном, с тою целью, чтобы она не спадала с тела и вытягивала жар. Из ягод приготовляется питье для больного. Листья капусты, свеклы и щавеля употребляются как рассасывающие опухоли и жаропонижающие средства. Некоторые способы лечения поражают своей дикостью. Например, когда болит голова, то производится кровопускание и производится оно таким образом: берется самодельный, грубо-сделанный нож и (обыкновенно после хорошей парки в бане) прикладывается острием к одной из лобных или височных вен (кровяная жила), а потом по обуху ножа ударяют молотком. И крови выпускается столько, сколько заблагорассудится оператору. При этом, конечно, не предпринимается никаких мер против загрязнения ран. Иногда же, чтобы произвести кровопускание, выдавливают кровь на коже, — двумя большими и указательными пальцами захватывается кожа и с силой сжимается, — и это проделывается до тех пор, пока на коже не появятся красно-багровые пятна. Или же выдергивают волоса один за другим с теменной части головы, полагая, что в корнях волос заключается болезненный сок (так они говорят). Так лечится население Охотского края от обыкновенных болезней.
    «Во время эпидемий черной оспы и кори, которые являются истинным бичом для тамошнего населения, жители безропотно умирают, зная, что они бессильны бороться с этими болезнями, вымирают массами, нередко вымирают целые семьи, и от них не остается никого»...
    Э. П.
    /Живая Старина. Періодическое изданіе отдѣленія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1909. С. 126-127./


                                                                       СПРАВКА


    Эдуард Карлович Пекарский род. 13 (25) октября 1858 г. на мызе Петровичи Игуменского уезда Минской губернии Российской империи. Обучался в Мозырской гимназии, в 1874 г. переехал учиться в Таганрог, где примкнул к революционному движению. В 1877 г. поступил в Харьковский ветеринарный институт, который не окончил. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил Пекарского к пятнадцати годам каторжных работ. По распоряжению Московского губернатора «принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдалённые места Сибири с лишением всех прав и состояния». 2 ноября 1881 г. Пекарский был доставлен в Якутск и был поселен в 1-м Игидейском наслеге Батурусского улуса, где прожил около 20 лет. В ссылке начал заниматься изучением якутского языка. Умер 29 июня 1934 г. в Ленинграде.
   Кэскилена Байтунова-Игидэй,
    Койданава.