понедельник, 8 декабря 2014 г.

Вольга Чэрап. Антраполяг Талька Грынцэвіч. Койданава. "Кальвіна". 2014.




    Юльян Дамінікавіч Талька-Грынцэвіч – нарадзіўся 6 (18) жніўня 1850 г. у маёнтку Рукшаны Ковенскага вуезда і губэрні [“З гродзенскіх мяшчанаў” /Ермоленко В. А., Черепица В. Н.  400 имен: жизнеописание видных деятелей истории и культуры Гродненщины (с древнейших времен до начала ХХ века). Гродно. 2014. С. 402./] Расійскай імпэрыі, ў сям’і лекара.
    У 1876 г. скончыў Кіеўскі ўнівэрсытэт. У 1878-1891 гг. працаваў лекарам ва Украіне. У 1894-1908 гг. узначальваў музэй Троіцка-Кяхцінскога аддзелу Імпэратарскага рускага геаграфічнага таварыства. Ад 1908 г. прафэсар антрапалёгіі Ягелонскага ўнівэрсытэту ў Кракаве. У 1911 арганізаваў катэдру антрапалёгіі ў Віленскім універсітэце. Аўтар прац па гігіене, антрапалёгіі і археалёгіі. Вывучаў фізычны тып старажытна-усходніх славян, прыводзіў зьвесткі з антрапалёгіі якутаў ды тунгусаў. Памёр 26 красавіка 1936 года і пахаваны ў Кракаве.
     Творы:
    К антропологии народностей Литвы и Белоруссии. СПБ. 1894.
    К антропологии великороссов. Томск. 1898.
    Народности Центральной Азии. Антропологический очерк. // Труды Троицкосавско–Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО. Т. 5. Вып. 1. Иркутск. 1902. С. 40-77. /На с. 41, 47 аб якутах ды тунгусах./
    К антропологии Забайкалья и Монголии. // Русский антропологический журнал. Кн. 2. 1902. /На с. 18, 50 аб якутах ды тунгусах./
    Літратура:
    Цягака Л. І.  Талька-Грынцэвіч. // Беларуская савецкая энцыклапедыя. Т. Х. Мінск. 1974. С. 218-219.
    Цягака Л.  Талька-Грынцэвіч. // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Т. 6. Кн. І. Мінск. 2001. С. 498.
    Цягака Л. І.  Талька-Грынцэвіч. // Беларуская энцыклапедыя ў 18 тамах. Т. 15. Мінск. 2002. С. 409.
    Ермоленко В. А., Черепица В. Н.  400 имен: жизнеописание видных деятелей истории и культуры Гродненщины (с древнейших времен до начала ХХ века). Гродно. 2014. С. 402.
    Вольга Чэрап,
    Койданава.



    Труды Троицкосавского-Кяхтинскаго Отдѣленія Пріамурскаго Отдѣла Императарскаго Русскаго Географическаго Общества. Т. VII. Вып. 3. Cпб. 1905. Стр. 224.
    Почти три пятых третьего выпуска «Трудов» занимает антрополого-этнологический очерк Ю. Д. Талько-Грынцевича: «К антропологии тунгусов. Иройские хамнеганы». Труду своему автор предпосылает краткие этнографические сведения (гл. I), собранные им среди иройских тунгусов, «обыкновенно называемых «хамнеганами» (чертовыми людьми), живущих в северо-восточной части Монголии по р. Иро. В «антропологическом очерке» (гл. ІI) автор приходить к заключению, что «до настоящего времени антропология не изучила и не знает каких бы то ни было общих признаков, характеризующих тунгусское племя... Также остается открытым и ожидает окончательного разрешения вопрос о том, составляют ли тунгусы отдельную расу или принадлежат к монгольской». Полагая, что изучению среднего типа тунгуса и особенностей этого типа может помочь «лишь более подробное антропологическое исследование отдельных групп», автор и предпринял свои «антропологические исследования» иройских хамнеган (гл. III), распадающиеся на две части: описательную (стр. 92-110) и антропометрическое исследование (стр. 110-193). Собранные автором данные позволяют ему не только установить несомненную принадлежность (по происхождению) иройских хамнеган к общему тунгусскому племени, распространенному, от Енисея до Восточного океана, но и нарисовать общую характеристику исследованных тунгусов, отличающую их от ближайших соседей (разных групп тунгусов, халхасцев, бурят, северных китайцев и якутов). В конце приложен подробный перечень источников, которыми пользовался автор при составлении своего обстоятельного очерка.
    Отметим небольшую, по не лишенную этнографического интереса статью г-жи А. Д. Корнаковой: «Поездка к хубилгану-бакши (перерожденец, святой учитель) Долцун-Гыгэну» (стр. 57-65), в которой подробно описана церемония совершенного ламайским жрецом молебствия. Чтение статьи несколько затрудняется встречающимися в тексте монгольскими словами (ходак, уртон, гыгэн, очир и пр.), оставленными автором почему-то без всякого объяснения.
    /Живая Старина. Періодическое изданіе отдѣленія этнографіи Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Вып. I. С.-Петербургъ. 1907. С. 2-3./

                                                                        СПРАВКА
    Эдуард Карлавіч Пякарскі - нар. 13 (25) кастрычніка 1858 г. на мызе Пятровічы Ігуменскага павету Менскай губэрні Расійскай імпэрыі. Навучаўся ў Мазырскай гімназіі, у 1874 г. пераехаў вучыцца ў Таганрог, дзе далучыўся да рэвалюцыйнага руху. У 1877 г. паступіў у Харкаўскі вэтэрынарны інстытут, які не скончыў. 12 студзеня 1881 г. Маскоўскі ваенна-акруговы суд прысудзіў Пякарскага да пятнаццаці гадоў катаржных працаў. Па распараджэньні Маскоўскага губэрнатара “прымаючы пад ўвагі маладосьць, легкадумнасьць і хваравіты стан” Пякарскага, катаргу замянілі ссылкай на паселішча “ў аддаленыя месцы Сыбіры з пазбаўленьнем усіх правоў і стану”. 2 лістапада 1881 г. Пякарскі быў дастаўлены ў Якуцк і паселены ў 1-м Ігідейскім наслезе Батурускага ўлусу, дзе пражыў каля 20 гадоў. У ссылцы пачаў займацца вывучэньнем якуцкай мовы. Памёр 29 чэрвеня 1934 г. у Ленінградзе.
    Кэскилена Байтунова-Игидэй,
    Койданава